Философия
Меню сайта
Статистика

Конфуций и государство

Мировым религиям свойственен повышенный интерес к биографиям обожествляемых основателей. Так основу христианского канона составляют Евангелия, т.е. жизнеописание Иисуса. И рассказ о жизни Учителя весьма важная часть конфуцианского учения.

  Однако, как у Магомета и Будды, канонической биографии Конфуция нет. Ее приходится реконструировать по материалам многочисленных источников, свидетельства которых не всегда аутентичны и иногда не коррелируют между собой.

Детство и юность

Уже в древности, встречаясь с незнакомцем, китаец спрашивал не "Кто ты? ", а "Чей ты? ". Поэтому в начале следует уделить внимание предкам Конфуция. Они в далекие времена принадлежали к разряду гунов и чжухоу (т.е. высшей знати) . Из них следует упомянуть четырех: Вей-цзы, Фу Фухэ, Чжен Каофу и Кун Фуцзя.

  Вей-цзы можно считать основателем рода и самым знатным его представителем. Он служил у основателя династии Чжоу Чень-вана(1024- 1004 гг. до н.э.) и за военные заслуги был сделан первым государем царства Сун.

  Фу Фухэ - предок Конфуция в 10-м поколении -был старшим сыном сунского царя Минь-гуна. После смерти отца он уступил трон решительному младшему брату Фу Цзи и получил титул сунского дафу. После него род Конфуция не имел престола, но занимал высокое положение при нем.

  Наиболее известный из потомков был Чжеy Каофу, который был не только осторожным и умным политиком и царедворцем, но и знатоком письменных памятников. Совместно с придворным историком чжоуского дома он трудился над редактурой раздела "Гимны дома Шан" из "Ши цзына"важной составной части китайского канона.

  Начиная с Кун Фуцзя, сына Чжен Каофу, фамильным иероглифом стал знак "Кун". Кун Фуцзя, занимавший в царстве Сун пост да сыма, принимал активное участие в дворцовой борьбе. Сначала ему сопутствовал успех, но затем вместе с правителем, которого он поддерживал, Кун Фуцзя был убит. Его сын Му Цзинфу вынужден был бежать в соседнее царство Лу. Это закончило 300-летнюю историю Кунов в царстве Сун.

  Праправнук Му Цзинфу, отец Конфуция, Шу Лянхе унаследовал воинственность своего предка и,   служа Лу в качестве военачальника продемонстрировал недюжинную доблесть, но в отличие от основателя рода не получил ни наград, ни повышения в ранге. По социальному статусу он остался аристократом(дафу) , но низшего ранга и с весьма скромным достатком- управляющий небольшой административной единицей без права передачи ее по наследству.

 В достаточно почтенном возрасте(66 лет) Шу Лянхе взял себе третью -юную жену Янь Чжи. Эта разница в возрасте нарушила морально-этические нормы древнего Китая. Когда подошло время родов, Шу Ленхе  и Янь Чжи отправились совершать молебен в пещере глинистого холма, который по верованиям лусцев обладал магической силой. Там и родился Конфуций -в 551 г. до н.э. 27 августа по лунному календарю.

 Мальчика назвали Цю и дали прозвище Чжун Ни. Цю- холм, Ни -глина. Цю был вторым сыном (чжун) Шу Лянхе, холм же был глинистый.

  Священный холм навеки стал присутствовать в имени и прозвище просветителя китайской нации. Впоследствии слава Конфуция коснулась и его пещере дали два имени -Кун лин тун("пещера, в которой обитает дух холма") и Фу цзы тун ("пещера наставника") . Она сохранилась до наших дней.

  Сам мальчик унаследовал родовую фамилию -Кун. В Китае и сопредельных странах с иероглифической письменности Конфуций известен как Кун Цю или Чжун Ни. Мальчику не исполнилось и двух лет, как скончался любящий его отец. Социальный статус вдовы дафу, "прославившегося храбростью и силой", был достаточно высок.

  Материальное же обеспечение оставляло желать лучшего. Конфуций сам говорил: "В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презрительными делами" (выращивать овощи, переносить тяжести, убирать дом и т.п.) . Только благодаря трудолюбию и скромности матери и сына они смогли кое-как обеспечить себе бедное существование. Попреки и худая молва не могли не пригнуть бедную женщину. Она замкнулась в своем горе, и это состояние передавалось и ребенку. Он часто расставлял подносы для жертвоприношений.

 Но было бы ошибочным представлять Цю за вечными молитвами: мальчик рос веселым и жизнерадостным, часто играл со сверстниками. Но уже тогда он отличался знанием траурных церемоний, обостренным восприятием несправедливости, особенно со стороны родственником, и чувством особой любви к родителям. Зерна будущей концепции почитания родителей были заложены в нем матерью.


Философия © 2008